Войти

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Заметки преподавателя и человека - Сообщения с тегом "тай чи"

 

Тайцзицуань. Медитация на воду. Принцип текучести и непрерывности в движениях.

Вспомните реку, как она течет. Текучесть – то чему нам следует учиться, медитируя на воду.

Как медитировать на воду?
Сядьте, расслабьте тело. Расслабьте мышцы глаз. Сделайте свой взгляд расслабленным. Успокойте ум, подумав о чем-то хорошем и спокойном (например, о предстоящей медитации).
Начните наблюдать за движущейся водой. Обращайте свое внимание на то, что вода нигде не останавливается. Ни на секунду. Ни на долю секунды. Она двигается везде и сразу. Всё сразу предается движению.

Для ума это очевидные вещи. Но там, где начинается очевидность, заканчивается присутствие живого внимания. Нам нужно присутствие.
Присутствуйте своим вниманием, собой в том моменте, в котором находитесь; в том предмете, который созерцаете. Нам нужно выйти за рамки очевидности (очи видят). Очевидность всегда поверхностна. Нужно идти в глубину, чтоб увидеть суть явления.
Нужно уметь быть в живом исследовании.

Поэтому, попробуйте опровергнуть мысль, что вода течет везде и сразу. Начните наблюдать за водой, так, чтоб увидеть момент и участков воды, который остановился. Делайте это искренне. Выбросьте в мусорное ведро весь ваш багаж знаний о мире. Станьте ребенком, который не знает о мире очень многого и, поэтому он ОТКРЫТ новым пониманиям. Он ОТКРЫТ миру! Поэтому он смотрит на мир широко ОТКРЫТЫМИ глазами, он продолжает познавать мир. Он продолжает ВИДЕТЬ мир по-настоящему.
Может быть, про это состояние написано в одном бестселлере: «Пока не станете детьми – не войдете в царствие небесное!»?

Продолжайте наблюдать, пока ваша Душа не проснется, пока не появится искреннего удивления и восхищения водой.
И когда это произойдет – тогда можно сказать, что вы постигли новую глубину принципа непрерывности.

Постигли по-настоящему, не умом, но Душой-Духом. Истинное постижение возможно только так. Ум способен к пониманию. Постигнуть что-либо можно только Духом. Это происходит через живой опыт прикосновения Души с тем или иным кусочком мира.

Когда произойдет такой акт постижения, тогда нужно полученное ощущение (а постижение – это получение знания в виде ощущения) переложить на свое тело, на движения своего тела.
Что значит – быть текучим и непрерывным как вода?
Это значит, что одно движение очень органично, подобно воде, перетекает в другое, другое – в третье и так далее.

И конечно же, когда вы делаете действительно так, вы чувствуете удовольствие в теле, удовольствие от непрерывности, текучести, жизни.
Любое напряжение будет мешать текучести, так же как мешает текучести бревно в реке. Освобождение своего тела от напряжения – это убирание бревен в нашей реке непрерывных движений.

Текучесть в жизни.
Законы движения одни и те же где бы движение не происходило. Движения тела в практике тайцзи или движения Души-Духа в пространстве жизни – происходят по одним законам.
По жизни мы должны двигаться так же как, как вода. Если мы проявляем текучесть и непрерывность, мы более живые, наполненные и конструктивные. Всё одно.
Если мы застопорились на одном деле и оно не требует мгновенного решения, то будучи текучими, мы можем переключиться на другое дело, а не застревать на первом. Таким образом, мы не даем своей энергии останавливаться.
Текучее и пластичное сознание будет всегда легко искать новые варианты решения задачи, не упираясь в один способ.
Нет напряжения, есть подвижность и направленность движения – есть текучесть, непрерывность движения вас по жизни.

Прикладной Тай Цзи. Удар как импульсная волна. О секрете "удара без расстояния".

Для меня Тай Цзи – это не столько свод приемов, сколько принципы. Принципы, позволяющие определенным образом структурировать тело, движения, передвижения и взаимодействие с партнером.
Тай Цзи, имеющее даосские корни, учит следованию событийному потоку, так, чтоб оставаться в гармонии, даже в самых трудных ситуациях.
Поэтому Тай Цзи Цуань – это практика, в своей глубине выходящая далеко за пределы боевого искусства.

Безымянный.png
Но сейчас мне хотелось бы раскрыть определенные стороны Тай Цзи именно, как прикладной системы.
В наше время, большинство школ практикую Тай Цзи, как гармонизирующую и успокаивающую практику. И этого вполне достаточно, чтоб быть популярным занятием.
Однако, мне (пришедшему в Тай Цзи из силового карате) всегда было интересно замечать, как в этом искусстве проявляется боевой аспект.

Одним из таких моментов – аспект выпуска усилия.
Под усилием понимается проявленная энергия в виде удара или толчка.


Так вот, это усилие можно рассмотреть в виде волны.


Один из плюсов данного понимания является возможность наносить удары с близкого расстояния. Данные удары достаточно сильны для того, чтобы отправить человека в нокаут.

Секрет силы таких ударов - в развитии способности волнообразно включить максимальное количество мускул в минимальный временной промежуток.

если эта спосбность приобретена, то не требуется больше «разгонять» руку для увеличения пробивной силы. Достаточно каким-либо образом «доставить» руку к поверхности тела оппонента, а далее остается только выпустить волну.

Посмотрите ролик.

[VIDEO WIDTH=400 HEIGHT=300]https://youtu.be/3jDTWrPYtlw[/VIDEO]

Есть еще одна особенность, которую можно заметить в приведенном ниже ролике.


Обычно, ударная волна идет снизу вверх. Это позволяет сделать сильное движение за счет включения в удар максимального количества мускул. Это обычно, но не всегда.


В приведенном ролике есть примеры выпуска усилия, когда ударная волна идет сверху вниз.

Это может показаться странным и даже удивительным: волна идет от ладони назад (!) но в целом сама ладонь и всё тело начинают двигаться вперед.


На самом деле, не важно откуда ты запускаешь волну, – важно, чтоб она выстроила тело в определенную твердую структуру и тогда в конце прохождения этой волны мы имеем «копье» упирающееся в землю и толкающее вперед.


Однако, у данного вида удара есть одно преимущество – он незаметен для партнера. Кулак (или ладонь) начинают двигаться раньше, чем туловище. Такой удар сложнее отследить, чем тот, который начинается снизу от ног.


В прикладных видах единоборств задача научиться бить незаметно для напарника-противника – одна из основных. Не будет никакого толка в сильно ударе, если он будет предсказуем. Тогда часто делают несколько тактических не заряженных ударов, целью которых является либо вывод противника из состояния адекватного восприятия ситуации, либо из сильного и удобного положения тела. И уже после этого наносят акцентированный удар.


При должной отработке данного удара, у бойца появляется в арсенале способ наносить сильные и незаметные удары с минимального расстояния.

Конечно, данная способность не является козырным тузом, бьющим все карты. Так как основная задача – доставить кулак к поверхности тела оппонента, должна быть еще решена каким-то образом, а это не просто.

Но она (эта способность), безусловно, может сослужить хорошую службу во многих ситуациях.

Для этого, конечно, нужна специфическая проработка тела. Тело должно быть лишено даже небольших напряжений. Каждое напряжение – делает участок тела как бы «омертвелым», неподвижным и неспособным провести волну.

Так вот, на тренировках по Тай Цзи мы, с помощью специальных комплексов упражнений и постоянной концентрации внимания на расслаблении, как бы, чистим наше тело от тех напряжений, которые благополучно существуют в нем и нами не осознаются.

Сустав за суставом, сантиметр за сантиметром, мы приобретаем способность быть текучим, делаем наше тело способным проводить волны.

Тело приобретает способность быть быстрым, легким и мощным одновременно.

Боевая система, спортивное единоборство и боевое искусство.

IMG_8358aa.jpg
Боевое искусство, как и любое другое,
призвано приводить
к возвышенному состоянию Духа.
Есть разница между боевой или спортивной системами и боевым искусством.

Цель боевой системы: выполнение определенных задач в режиме реального боя. Например: выживание, защита жизни заложника или, наоборот, ликвидация противника.


Цель любого спортивного единоборства - победа на соревнованиях.

Задачи этих систем, в любом случае, имеют внешнюю направленность - должен быть достигнут определенный результат в физической реальности.

Цель же боевого искусства, как и любого другого,- в возвышении человеческого Духа.
Если вы занимаетесь прикладной системой, то после тренировки, вы должны чувствовать, что вы сделали продвижение в сторону своей эффективности.

Когда же вы занимаетесь боевым искусством, после тренировки, вы ощущаете продвижение в сторону развития своей утонченности, понимания жизни, способности посмотреть на житейские невзгоды более философски, более конструктивно. Всё это относится к внутренним феноменам человеческого бытия - к сфере саморазвития.

Эти вещи хорошо понимать, когда вы выбираете на что тратить свое время.