Войти

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

о йоге

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: 1
о йоге, Раскрываются понятия 8 ступений йоги и 5 правил "Ямы"
 
Нада Баба (Сергей Дубинин. Рига, Латвия) - ученик Рампури Баба, известного в России только по книге "Биография голубоглазого йога". Основатель и учитель школы "Tantra Yoga". Практикует Йогу и Тантру с 1988 года. Обучался в Индии у различных учителей, но одним из своих главных учителей считает Рампури Баба (Джуна Акхара - одна из самых больших и древних Акхар Даттатреи). За годы практики выработал свою методику, основанную на древних традициях и знаниях тантриков, сиддхов и йогов. Является главным редактором журнала "Tantra Yoga". Преподает: Философию, медитацию, техники крийя йоги, йогическую гимнастику, дыхательные техники увеличения концентрации внимания, работа с энергиями. Практика в закрытых ашрамах Индии, опыт Кундалини, левитации, длительной задержки дыхания.
Ёжики и йоги.
Уникальная штука - жизнь! Обычно, находясь в повседневных заботах, люди настолько погружены в динамику происходящего вокруг, что им сложно полноценно оценить всю гармонию природы. Детство, юность, учёба, затем работа и куча планов на жизнь, увеличивающихся по мере расширения кругозора, уносят сознание в рутину бытовых проблем. Годы протекают так быстро, что не успеваешь опомниться как уже и старость на пороге, а за ней и переход в другое состояние, в простонародье называемое – смерть. Каковы истинные задачи нашего пребывания в физическом теле? Думаю в течении жизни каждый не раз задавался этим вопросом. Но далеко не каждый способен остановиться, проанализировать накопленные к этому времени знания и, осмотревшись вокруг, проникнуться масштабностью информации, заложенной в самой природе.
Для тех же, кто хочет попытаться это сделать, издревле существует множество вспомогательных методик, например - йога. Основная задача практикующего йогу - объединить все существующие в мире знания для грамотного их постижения. Но и тут существует масса подводных камней: эта система, прежде всего, требует от практикующего трезвой самооценки и постоянной работы над собой. Люди же в большинстве своём ленивы и склонны к самообману.
Заниматься йогой, как впрочем, и другими направлениями духовного саморазвития, сейчас стало очень модно, но реальных йогов вы встретите единицы. Зато совершающих всевозможные потуги жить «по-йоговски» с каждым днём всё больше и больше. Лично я называю их - Йожиками! Почему? Да потому, что они и своим видом, и своим поведением, очень напоминают ежей. Понаблюдав за ёжиками, вы заметите, что они всегда очень деловито идут куда-то по своим делам, известным лишь им самим. Тоже самое прослеживается и у современных «нео-йогов»: они бесконечно уверены в своём пути, понятном (да и то не всегда) только им самим. Но попробуйте их спросить «А верен ли их путь?» - моментально, несмотря на всю свою внешнюю безобидность и уравновешенность, они, как и ёжик, выпустят иголки для самообороны.
Философия Йоги изначально базируется на понятии Адвайты (недвойственном восприятие мира). Деление на хорошее и плохое, нужное и не нужное, по сути своей является попыткой протеста против изначально гармоничному устройству мира. Но именно йожики начнут доказывать вам, что делать можно и чего делать нельзя. Именно они с удовольствием будут давать бесконечные советы, как достигнуть гармонии в себе (несмотря на то, что вся гармония уже изначально находится вокруг каждого из нас, йожики, как заведенные, отчаянно пытаются достигнуть ее каждый день).
В своей попытке постигнуть гармонию жизни, они не замечают, как совершают самую главную ошибку - они отгораживают себя от мира кучей запретов, всевозможных табу и правил. Йога же, как уже не раз говорилось, наоборот предполагает раскрепощение сознания и принятие мира целиком, таким, каков он есть. В этом смысле, поведение йожиком аналогично поведению ежей в природе: они расслабленны лишь до момента, пока вы не подошли к ним слишком близко и не попытались потрогать. Они мгновенно группируются и выпускают свои иголки, надеясь таким образом отвадить любопытного. Современных йожиков, несмотря на огромное желание быть расслабленными, тоже очень напрягает социум: мясоедство - ужас, химическая продукция – вредно! (замечу, что вся таблица химических элементов не просто приснилась Менделееву, но и изначально существует в природе). При желании можно было бы составить огромный список того, что йожикам мешает спокойно жить. Разве все это похоже на людей, решивших свои проблемы? На мой взгляд – нет! Скорее на людей, отягощенных кучей комплексов. Скорее обычный человек, ведя обычный образ жизни, может внезапно самореализоваться, чем те, кто, ущемляя себя различными способами, ожидают как минимум здоровья, не говоря уже о просветлении.
Только у здравомыслящего и мудрого сознания может быть действительно здоровое тело. Хотя, имеет ли это хоть какое-то значение, если мы изначально оповещены о неизбежной смертности наших столь любимых тел? Куда как важнее осознать себя бесконечной реальностью, а не смертным телом.
Мир вам Йожики! Не было бы вас, и мир не был бы так интересен. Наверное, многим все же надо разбить голову о стенку, чтобы поверить в ее реальность. Истина есть везде и, даже если вы выбрали путь йожика, у вас есть шанс прийти к мудрости знания Абсолюта. Но стоит ли делать путь ещё более тернистым, чем он есть?
С уважением ко всем существам,
Нада Баба
Ом Тат Сат
Ангелы и демоны
Во все времена у людей огромный интерес вызывали «потусторонние» силы, особенно противоборствующие силы добра и зла, так называемые ангелы и демоны, или добрые и злые духи, или гневные и добрые божества. Испокон веков не только приверженцы различных вероисповеданий и духовных школ, но и люди науки, пытались как-то систематизировать их, давая символичные имена и названия. Поклонения, споры и разговоры о могуществе, предназначении, а также о вреде и пользе этих сил ведутся, возможно, с момента появления всего человечества. Наиболее дотошные искатели истины создали целые научные труды, от которых и берет начало наука – «Демонология» (от греч. daimon – божество и logos – учение). Известно немало трактатов и священных писаний, дающих наставления и советы по тому, как контактировать и использовать эти мистические силы.
В Йоге и Тантре под Демонами, Духами и Богами принято понимать определённое состояние энергии, в большинстве случаев на Западе трактуемыми не совсем верно. Мышление западного человека дуально, он, как правило, видит во всем негативную или позитивную сторону, разделяя мир на темные силы (демонов, злых духов и гневных божеств) – творящих зло, болезни и мешающих жить, и светлые силы (ангелы, добрые духи и боги) – помогающие, спасающие, лечащие и охраняющие. Восточная же философия уходит своими корнями в Адвайту (недвойственность, от санскритского «А» – против и «Два» – два), в ней заведомо не существует хорошего или плохого. Каждая сторона мистически проявленной силы может быть одинаково полезна, важно лишь знать как, для чего и куда её направлять, не вкладывая при этом в желаемое собственные домыслы и фантазию. Для того чтобы разобраться в сущности обеих сторон, необходимо руководствоваться основным правилом любого духовного направления – сознание первично, тело вторично. То же правило является основой любой науки – энергия первична, форма вторична.
Суть духовного роста в развитии сознания, объединении («йога»-единение) в себе любых Вед (знаний), где тело лишь продукт, или точнее - производная форма, которое всегда будет подстраиваться под красоту и мощь сознания. Примером тому бессмертные тела Сиддхов, таких, как Боганатр, Тирумулар, Матсьендранатх, Патанджали, Шанкара, Бабаджи и многие другие. В своих писаниях Сиддхи дают основные наставления ищущим духовного роста. Уже в первой ступени Яма, названой по имени бога смерти, мы можем видеть главные правила. Давайте разберём эти 5 правил, возникшие под влиянием 5-ти элементов – Земли, Воды, Огня, Воздуха и Эфира, как основных компонентов любого тела.
Ахимса. Слово «Ахимса» образовано из отрицательной частицы «а» и существительного «химса», означающего убийство, разрушение. Первое правило гласит – не убий, не разрушь. Под убийством и разрушением здесь подразумевается деградация сознания, которое происходит, если игнорировать распределение и правильное использование любой информации, принимаемой нами с момента рождения. Большинство людей живет тамасическими (инертными) потребностями тела, такими как дыхание, температура тела, его расслабление, питание и шлакосброс. Вся жизнь обычного человека находится в зависимости от постоянного удовлетворения запросов его плоти, хотя каждый знает с рождения, что тело смертно. Первое правило подразумевает, что мы нечто большее, чем просто животная плоть, призывает нас в первую очередь заботиться о сознании, прежде чем оно погибло или разрушилось. Как заботиться о сознании? Необходимо пополнять его знаниями, чётко упорядочивая информацию, проникающую в нас ежесекундно. Попросту говоря, всегда сохранять здравый рассудок и трезвомыслие, и учиться, учиться, учиться. Чем больше мы уделяем внимание потребностям тела, тем больше страдает наше сознание.
Сатья – производная от слова «Саттва» – абсолютная чистота. Чистота, в данном случае, означает не врать самому себе. Как огонь выжигает примеси и очищает золото, так пламя правды очищает йога и выжигает в нем все шлаки. Накопленная за жизнь информация формирует определённую жизненную позицию. Все люди получают разные знания за свою жизнь, переваривают их тоже по-разному, и, в зависимости от сопутствующих данному моменту обстоятельств, у каждого формируется свой взгляд на мир. Наше личное мировоззрение и наша жизненная позиция вовсе не означают правильность понимания бытия. Для духовного развития, при принятии того или иного решения, необходимо учитывать взгляды, философии и доводы любых сторон. Знания, которые мы получаем в течение жизни, требуют постоянной перепроверки и переосмысления. Вспомните, сколько раз в жизни вы меняли свою точку зрения по различным вопросам, получив новую, недостающую информацию? Второе правило учит нас не делать поспешных выводов, всегда стараться докопаться до истины, очищая себя от неверной информации, создающей путаницу и засорение в голове. Только не строя иллюзий и не обманывая себя, можно достигнуть чистоты сознания.
Астея. Частичка «а» означает отрицание, «стея» – кража. В данном случае, Астея означает не воровать время у самого себя. Наше сознание изначально вечно, единственное, что с ним может произойти – это деградация и разрушение до состояния самой маленькой и примитивной частицы Атмана (абсолюта), если не пополнять его знаниями и не раскладывать их равномерно, по полочкам. В то же время, жизнь нашего тела ограничена временными рамками. Иметь «оболочку» (человеческое тело), в которой мы можем духовно самореализоваться – это огромный дар, который необходимо использовать по назначению. Даже если принять во внимание идею о реинкарнации (перерождении), это вовсе не будет означать, что в следующей жизни мы переродимся в подходящей форме, учитывая что тело лишь дублирует наше сознание в грубой форме. Если в этой жизни человек жил только потребностями и похотями своего тела и использовал все полученные знания для улучшения материальной сферы жизни, то в следующей жизни всё это проявится в его новой оболочке. Допустим, большую часть времени уделялось внимание тому, чтобы прокормить себя – в следующей жизни это умение проявится в соответствующей телесной форме, которая будет идеально приспособлена к этому процессу. Например, будут более развиты челюсти, а пищеварительная система упрощена, дабы не усложнять процесс (мы знаем большое количество животных особей на Земле с такими параметрами). Цель третьего правила: напомнить, что для духовного развития не стоит тратить время на заботу о своем теле, лучше использовать уникальную возможность нынешнего положения для постижения знаний, не теряя ни минуты. Задумайтесь, сколько времени вы проводите необдуманно, не контролируя себя даже во сне? У большинства людей на сон уходит треть жизни. Неужели вы хотите в следующей жизни получить тело, идеально подходящее для длительного сна?
Брахмачарья. Санскритское «Брахма» означает – творение, «ачарья» – наставление. Это правило гласит, что нужно в совершенстве овладеть искусством творения. В мире физических форм самым уникальным является сотворение тела себе подобного. Но так ли важно для духовного развития научиться воспроизводить на свет живую плоть? Для животных это инертный процесс, и не только воспроизведения, но и дальнейшего воспитания. Но человеку, стремящемуся к духовному совершенству, необходимо, в первую очередь, сотворить самого себя, создать внутреннюю гармонию. Одной из лучших проверок гармоничности сознания является умение передать весь свой опыт и полученные знания другому индивидууму, и здесь, безусловно, лучшими вашими учениками могут быть ваши же дети. Не случайно многие трактуют Брахмачарья – как отказ от сексуальной жизни во избежание случайного воспроизведения на свет детей до момента, пока не будет достигнута полная внутренняя гармония. В противном случае, рождение ребенка человеком ничем не отличается от воспроизведения потомства животными: они легко рожают детей, кормят, растят, воспитывают и берегут, но об осознанности не может идти и речи. Четвёртое право рекомендует достигать, в первую очередь, совершенства своего сознания, а уж потом, если это удалось, плодить себе подобных. Для совершенства и внутренней гармонии необходимо выполнять предыдущие три правила.
Апариграха. Частичка «а», как вы уже знаете – отрицание, «париграха» – накопление, собирательство. Накопление различных предметов вокруг себя порождает привязку к материальному миру, огромной зависимости от вещей. Рождаясь, мы приходим в этот мир голыми и, умирая, больше не нуждаемся в материальных ценностях. Сознание, которое занимается духовным самосовершенствованием, должно быть абсолютно свободным от привязки к вещам. Это не означает, что нужно ходить всю жизнь голым. Конечно, различные предметы должны выполнять свою функцию, но развитие сознания первично, а приобретение новых, пусть даже необходимых в данный момент вещей – вторично. Если какая-либо вещь действительно необходима вам для духовного развития, она появится в вашей жизни без особых усилий и именно в тот момент, когда её действительно нужно будет употребить по назначению. Пятое правило Апариграха возникает под влиянием стихии эфир, и как эфир, объединяющий в себе все четыре грубых элемента (Землю, Воду, Огонь и Воздух), так же вмещает в себя четыре первых правила. Это правило относится не только к накоплению вещей, но и накоплению знаний и информации ради самого накопления.
Важно постоянно использовать полученные знания, а опыт, который вы уже имеете, необходимо всё время перепроверять. Важна внутренняя свобода во всём, даже в своих суждениях и планах. Один из моих любимых гуру, Рампури баба, принадлежит к древнейшей тантрической акхаре «Нагов» (Голых), названных так именно потому, что ни к чему не привязаны. Ещё один Нага баба, Бхайрон Пури, как-то сказал: «Исследуя огромный мир, Я пришел к сердцевине моего существа; Я – совсем один, я – вместе со всеми».
Воплощая в жизни все пять правил первой ступени Яма, мы преодолеваем смерть и получаем возможность свободно двигаться дальше в духовном развитии.
Теперь попробуем применить эти правила к осмыслению мистических сил, так называемых ангелов и демонов. Какова же истинная задача демонов? Их функция запутать ваше сознание материальными ценностями и постараться удержать вас от духовного самосовершенствования. Только на картинках эти сущности выглядят устрашающе, в действительности же, их хитрость настолько велика, что они принимают самые прекрасные формы, чтобы легче было вводить в заблуждение. Любые наши желания в материальном мире реализуются именно при их содействии. Они готовы помочь заработать денег, вылечить ваше тело, удовлетворить все его потребности и подкинуть вам ещё кучу всевозможных идей и фантазий, взамен забирая вашу душу, порабощая её (отсюда пошло выражение «продать душу дьяволу»). Попав под их влияние, вам тяжело, да и практически невозможно осознать себя как бесконечное и великое сознание. Они наградят вас верой в мистическую райскую жизнь, перетрактовав любые духовные правила саморазвития, вселяя страх потери того, что вы уже имеете на данный момент.
Дуальность – вот основное оружие или инструмент демонов. Их главная политика все время показывать вам, что хорошо, а что плохо, направляя ваши помыслы на путь наименьшего сопротивления, туда, где уютнее и слаще телу. Ваше сознание для них огромная подпитка энергией и поэтому терять его они не хотят. Пока вы боретесь за жизнь в физическом мире, они ваши главные помощники и друзья, но стоит только задуматься о духовном самосовершенствовании – они же превращаются в самых заклятых врагов, всем своим видом наводя на вас страх. Не стоит недооценивать своих врагов – их хитрость найдёт возможность опять наградить вас верой в Майю (иллюзию) и страхом смерти, пусть даже не собственной, а близких и дорогих вам людей. Эмоциональные реакции (как положительные, так и отрицательные), возникающие от незнания истинной природы Атмана (абсолюта), помогают им удерживать вас под контролем. Пока вы боитесь чего-либо, даже на уровне подсознания, или верите во что-либо или в кого-либо, вы всегда остаётесь во власти демонов и других гневных существ. Единственное ваше оружие и метод борьбы с ними – это Веды (знания) и искоренение в себе самых сильных эмоциональных форм – веры и страха. Знающему не нужна вера, и он ничего не боится.
Помощь на духовном пути могут оказать противоположные мистические силы – ангелы. Их функция помогать вам постигать самих себя. Они против ваших мирских привязок и поэтому стараются максимально разрушить их. Все ваши материальные беды, как правило, подстроены именно ангелами, и только когда вы осознаете, что из любой беды или трагедии можно вынести уникальный урок для духовного роста, только тогда вы действительно оцените их величайшую пользу. Если анализировать жизнь любого просветлённого существа, можно заметить определенную закономерность – все они пришли к буддовости (пробуждению), только пережив большое количество стрессовых ситуаций в материальном мире. Когда состояние стресса преодолено, и, чтобы не произошло, вы уже не впадаете в эмоции (радости и печали), начинается Адвайта. Теперь вы осознаёте, что в Атмане (абсолюте) нет ничего плохого и ничего хорошего, всё едино и всё в гармонии. На духовном пути ангелы и всевозможные добрые сущности ваши самые лучшие друзья, но стоит вам хоть на мгновение задуматься о материи плоти и о её комфорте, именно они будут ставить вам подножки и бить по голове тяжёлой палкой неудач и проблем, тем самым призывая отречься от тела.
Призывая ангелов и богов на помощь, задумайтесь, с какой целью вы тревожите их – материальной (нужной вашему телу или другим телам) или духовной (необходимой вашему сознанию или сознанию других людей)? Оценивайте трезво способности и силу мистических существ, не ждите от них выполнения тех задач, за которые они даже браться не будут. Полезны и ангелы, и демоны, но важно чётко осознавать – «Who is who?» (кто есть кто).
Желаю Вам успеха на духовном пути !
Ом Тат Сат
www.nadababa.com
 
Прочитал, ознакомился. Рекомендую для прочтения всем, кому интересна восьмиступенчатая концепция Йоги Пананджали. Это еще одна интерпретация принципов Ямы.
не берусь судить какая из интерпретаций ближе к тому, что имел в виду сам Патанджали. Но советую читать этот текст с точки зрения настоящего своего обогащения.
Лично мне такая трактовка тоже нравиться. Аминь.
Всё к лучшему!
 
Саша, спасибо за комментарий.
Немного раскрою понятие йоги о котором здесь говорится. (опять же как я его поняла, могу и ошибаться))Из википедии:Патанджали (санскр. पतञ्जलि, patañjali IAST) — основатель Йоги, философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э. Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали представил свою работу в стиле Сутры. То есть, Патанджали и его концепция йоги, это перевод йоги по принципу "Место, время, люди". Адаптированная версия йоги под 2век до нашей эры. У Нада Баба - опять идёт перевод йоги по принципу "место, время, люди" на язык нашего времени.
А вообще традиция наго бабов, родоначальником которой является Даттатрейа датируется 8веком до нашей эры!!! Тогда уже была йога как традиция. И эта традиция именно устной передачи от учителя к ученику не прервалась по сей день! Меня один этот факт восхищает и даёт энергию к занятиям.
Здесь описана только первая ступень йоги. Остальные тексты в виде лекций выложены на сайте Нада Бабы, адрес которого дан выше.
Очень интересные лекции. И книга "Биография голубоглазого йогина" интересная. Могу дать почитать, если кого-то заинтересует информация лекций Нады Бабы.
 
Света, и тебе спасибо!
Всё к лучшему!
 
Друзья из Зеленограда, кто-нибудь на этот форум заходил вообще? 8)
Всё к лучшему!
 
Саш, друзья из Зеленограда настолько начинающие в ёжином или йоговском деле, что обсуждать мысли такого Гуру, наверное, рановато. :oops:
Но по настроению статья лично мне показалась колючей. Автор сам мне напомнил ёжика. :evil:
 
Да, наверное... :)
В статье, с моей точки зрения, действительно присутствует некое личное отношение автора к так называемым "ёжикам". Ну да и ладно!
Его интерпретация принципов Ямы полезна и это главное.
Всё к лучшему!
 
Приветствую!
Отличная статья о связи болезней физических и психического состояния человека:
 
http://www.facebook.com/topic.php?topic=313&post=1687&uid=112706275435429#post1687
 
Наталья, и тебе спасибо за ссылку.
Всё к лучшему!
 
Согласна, с Сашей, что в тексте больше заметно отношения самого автора к поднимаемым им проблемам, чем раскрытие их. :)
С другой стороны, - почему бы и нет! Мы все имеем интересы и желания.
При этом, даже при моём неоднозначном отношении к проблеме йоганутых (йожиков), считаю, что нет ничего плохого и в поверхностном, несерьёзном увлечении йогой или другими видами, как спорта, и так внутренними практиками. Намного важней, что человек, хоть чем-то интересуется (имеет движение), чем полностью выключается из раджаса, растворяясь в тамас. :o
Интересно, что автор упрекает йожиков в стремлении давать советы и поучать, но мы (и автор не исключение) делаем подобное. ;) Хотя замечу, что не считаю, это жутко нехорошим делом. Даже напротив всегда и всюду это приветствовала.
Также вызвало интерес :) замечание о дуальности западного человека, коренным образом противоречащее базовым психологическим представления веданты (адвайты), санкхьи, той же йоги и т.д.. Получается что психология (настрой) западного человека была противопоставлена восточной психологии.
Если говорить, что восточный человек не дуален (по тексту получается так), то, что же такое тогда аханкара? И чем, таким образом, занимается йога, устраняя эту дуальность, которая, по мнению автора (невольно прочитывается) – не существует в восточном мышлении. Вопрос!! :D
Очень примечательно короткое замечание автора: - «необходимо руководствоваться основным правилом любого духовного направления – сознание первично, тело вторично. То же правило является основой любой науки – энергия первична, форма вторична».
Просто хочется спросить, а это о Шом (пишет автор)??? :D :D :D Ведь если бы мы писали о даосизме или родственном ему тантризме (шактизме), то всё было бы понятно и даже складно, но когда мы говорим о ведийских традициях: адвайта, йога (традиции атмана), невольно возникают вопросы… ;)
Может, просто красивая цитата?... тогда вопросов нет! Хотя ….есть вот проблемка - природа атмана. Может ли он в ведизме быть энергией??!! :) :)
На деле я бы не стала писать обо всё этом, если не венец творения, замечание автора: «Суть духовного роста в развитии сознания…» :D
Прочитала и подумала, и правильно, а что!!!! можем теперь смело отменять всю тысячелетнюю практику веданты, йоги, санкхьи, буддизма и даже христианства. :D :D :oops:
Изменено: Sanskara - 26.09.2012 01:53:44
 
Так, между прочим, согласно индийской традиции (ведической) никакого сознания у нас вообще нет. :| И развиваем мы лишь свои иллюзии. :) Существует (реален) лишь атман (в буддизме-махаяны немного по другому, но тоже идёт к этому). А атман по своей природе не способен на развитие или какое другое изменение. Он всегда одинаков (совершенен) и лишь ложная природа (материальная) человека, скрывает его проявления.
В этом смысле ведические психопрактики всегда сводятся к одной вещи. Человек должен отказаться от ложного сознания (которое он переживает в данную минуту), остановить его и открыть в себе истинное. Но никак не развить, то, что есть сейчас. Ведь то, что есть сейчас (материя) никогда не пустит человека к духу, по тем, же самым метафизическим законам мироздания.
Удачи!! :{}
Страницы: 1